(Продолжение. Начало см. «Зеркало» от 8 сентября 2012 г.)
4 августа
Баку находится на грани падения. Но мы могли бы спасти город. Я уже послал Боба. А сам отправился в Энзели сегодня. Приехал в Мензил, на маленькую почтовую станцию, где было очень неудобно из-за беженцев из Баку и Решта.
5 августа
Проехал через Решт, обедал в заставе, поговорил с Матвеем и Муром. Они очень хорошо справились с делом. Мы недавно бомбардировали аэропланом все гиланские города, и я не думаю, что они в ближайшем будущем могут атаковать нас. Решт пострадал больше других, но город показался мне спокойным. Нигде не стреляли в мой конвой. Окраина очень красивая. Удивительный лес протяженностью 20 мил., а внизу зеленые рисовые поля. Приехал в Энзели в 6 часов вечера. Остановился в том же старом рыбацком доме. Мы только недавно арестовали лидеров русского революционного комитета, и надеюсь, дальше все будет хорошо. 6 месяцев тому тот же революционный комитет чуть не арестовал меня. Тогда мне чудом удалось спастись бегством. А сегодня он находится на пути в Багдад, и их ревком больше не существует, потому что Энзели находится в моих руках. Боб уже в Баку и новости оттуда не такие уж плохие. Кажется, мы можем еще надеяться на успех.
7 августа
В здешнем порту спокойно. Правда, мы арестовали и отправили в Багдад большевистских лидеров, однако до сих пор не можем реально контролировать порт и судоходство. Потому, что наши войска немногочисленны, и я не могу демонстрировать силу. Фактически в любое время большевики или джангалисты, или оба вместе могут атаковать и вышвырнуть меня из города. Существует большой риск, но основные силы я должен отправить в Баку, а здесь оставить только необходимый минимум.
Когда приезжаешь в новый город, головой уходишь в переговоры, от которых ужасно устаешь. Вчера встретился с г. Хунином, главой таможни. Были у меня также Хачиков и Сенизавин, контролирующий Каспийское пароходство, эсер Гендре, председатель Армянского Национального Совета др. Араратянц, эсер Огамианц, эсер Алхари — человек Бичерахова. Были предложены грандиозные планы. Но каждый играет на свою руку. Была сегодня также куча людей, которые просто отнимали мое время. Они в основном русские и английские беженцы, которые пытаются найти с моей помощью работу (читай деньги!). Баку до сих пор висит на волоске. Надеюсь, Боб справится со своей задачей. Однако мои силы незначительны и время летит очень быстро.
11 августа
Очень жарко. Каждое утро в 6.30 купаемся в море. Я веду переговоры с людьми с утра до вечера. Сложности умножаются страшно. Опоздание очень опасно. Конвой пребывает не всегда вовремя. А судьба Баку висит на волоске. Все машины вышли из строя, и все повернулось против меня. Вдобавок ко всем персидским проблемам теперь у меня и Баку. Красноводск, Ленкоран, Бичерахов в Дербенте, русская колония в Мешхеде умоляют посылать войска. Джангалисты угрожают атакой, словом все против нас. Но Бог с нами. Хорошо, что у меня спокойный характер, иначе сходил бы с ума. Я покинул Багдад на свой страх и риск на автомобиле. И все это время с неполной бригадой! Это наихудший блеф, чем любая игра в покер.
14 августа
Я и мой штаб переместились в сухогруз «Президент Крюгер». Некоторое время, пока придется ждать, буду оставаться там. В каютах прохладно. Собираюсь снаряжать беспроволочный телеграф, потом немедленно буду двигаться вдоль и поперек Каспия. Мой моряк, коммодор Норрис импровизирует наш флот — так давно мы не получили ни одного судна. Но вчера получили 4 пушки, и еще 3 в пути. Имеем морской персонал численностью 160 человек. Офицеры на борту и экипаж выглядят очень прилично. Мы сняли красный революционный флаг и взамен подняли старый русский флаг.
16 августа
Пришло время пересекать Каспийское море. Покинули порт в штормовую погоду. Наверное, все заболеют морской болезнью. Почтовое судно не смогло выйти вчера ночью. Поэтому отправились в путь этой ночью.
17 августа
Прибыли в Баку. Успешно преодолели все трудности. Даже не пропустили завтрак. День был прохладный, дул сильный, но приятный бриз.
19 августа
Вчера и сегодня осмотрел всю линию фронта протяженностью около 10 миль. С южного побережья до севера правый фланг остается открытым. А это дает возможность туркам развернуться и произвести беспокойство в нашем тылу на востоке полуострова. Солдаты из числа армян, поддерживающие линию фронта в обоих флангах, подкрепленных моими парнями из Северного Стаффорда, очень расхлябанные, среди них нет никакой дисциплины и организованности. Мы постепенно направляем британских командиров в армянские батальоны. Мы также имеем наших офицеров в их батареях. Мой автомобиль проехал приблизительно в 3000 ярдах от турецких пушек, в довольно-таки открытой местности. Но они не произвели ни единого выстрела. Это, по моему предположению, показывает, что у турок достаточно туго с боеприпасами. Наша линия ужасно слаба на правом фланге. И то, что турки не попытаются захватить город в такой обстановке, говорит о низком боевом духе среди них. Батареи противника находятся приблизительно в 6000 ярдах от города и порта. Иначе говоря, при желании они могли обстреливать нас в любую минуту. Нефтяные промыслы вызывают большой интерес.. Баку очень красивый город с великолепными фундаментальными домами. Но в окрестностях города скучно и отвратительно. Длинные вышки в нефтяных промыслах рождают какое-то неприятное ощущение.
20 августа
Вчера посетил службу в русской церкви. Мне почему-то стало страшно, что прихожане больше созерцали меня, нежели святые иконы. Сегодня меня сняли в кинематографе и таким образом мои черты лица попали в историю.
Этой ночью я отплыл в Дербент. Положение здесь критическое с точки-зрения военного, а нормальное с политической стороны. Но изменения происходят очень быстро, и нынешнее правительство может быть свергнуто в любую минуту. Бичерахов справляется со своими обязанностями великолепно. Я почувствовал, что заслуживаю похвалу хотя бы потому что, вопреки всем отрицательным мнениям, я доверился этому человеку. Военное министерство телеграфировало мне, что нельзя верить ему, то же самое говорили люди из Багдада и почти все русские. Если б я не поборолся против этих мнений, тогда действительно случилась бы беда. До сих пор Бичерахов действовал успешно, и естественно, мой успех также связан с ним. Я наставлял здешних людей с пониманием отнестись к нему. Начальник штаба Аветисов ненавидит Бичерахова. Но мы отправим начальника штаба в отпуск по болезни, и ситуация улучшится. Боб также великолепно справляется с командованием здесь. Это один из тех редких случаев, когда артиллерист является лучшим человеком. Получил телефонограмму на борту и отплыл в Дербент в 9 часов вечера. Погода отличная. Мы слышали, что Алексеев взял Астрахан и эта была хорошая новость. Но потом узнали, что не Алексеев, а матросы-анархисты из Балтийского флота овладели городом. Это уже плохая новость. Меня все время снимают в кинематограф. Сегодня также снялся на борту корабля, отправляющегося в Красноводск, обращаясь с речью к некоторым беженцам. Баку в ужасно слабом состоянии, и очень надеюсь, что в моем отсутсвие город не будет захвачен.
21 августа
В 4.30 ночью мы дали первый морской бой в Каспии и далеко не превосходно. Мы еще не доплыли до Дербента. При приближении к Дербенту подозрительно выглядевшее судно, вероятно большевистское, дало сигнал следовать борт о борт с ним. Капитан спросил мое мнение. В свою очередь я поинтересовался, имеет ли тот корабль какие-то знаки полномочия или власть для подобных требований. Капитан ответил: «Нет, это обыкновенное судно «Узбек», которое совсем недавно попало в руки большевиков». Тогда я дал команду «Полным ходом вперед!» Большевистское судно начало обстреливать нас из небольшой, вероятно 3х дюмовой пушки. В течение 15 минут были сделаны 4 или 5 выстрелов. Все снаряди попали вокруг нас, но на очень близком расстоянии. Одноко к счастью, точного попадания не было. Благодаря скорости нашего судна мы быстро отошли от «Узбека». Поменяли курс и теперь возвращаемся в Баку. Буду настаивать на установлении горных пушек на всех кораблях. Иначе в один прекрасный день можем стать жертвами этих пиратов.
23 августа
Дует сильный норд. Но мы вовсе не чувствовали морской болезни. Прибыли в Баку в 3 часа дня. Боб поднялся на борт судна и доложил о том, что все нормально. Сегодня исполняется 35-ая годовщина моей военной службы. Я даже не мог предсавить, что так долго буду оставаться на службе. Но это были 35 счастливых лет. А последнии 21 год мне сопутствовало двойное счастье. Турки обстреляли город ночью, но не смогли нанести большой урон. Мы хотим вооружить некоторых из этих торговых кораблей, однако не можем получить на это согласие революционного правительства. Оно боится, что мы можем использовать свой новый флот против них. Погода неожиданно стала очень прохладной, и я боюсь, что настоящие жаркие дни остались позади. Мы не можем достать масло, молоко или жир любого вида. Я вовсе не соскучился по ним, но врачи говорят, что их использование необходимо.
24 августа
Всего лишь два человека были убиты во время бомбардировки вчера ночью. Но была вызвана большая паника случайными выстрелами. В 8 часов вечера отправился в Энзели. Погода прекрасная.
25 августа
Прибыл в 3 часа дня. Планировал встретиться с Кучук ханом в Реште, пить чай и поговорить. Но у него не было свободного времени до среды. А я не смог ждать так долго. И опять я должен вернуться обратно без разрешения этого важного вопроса. Энзели мне показался очень красивым и чистым. Брей сильно болеет. Мне пришлось направить его в госпиталь. На его место взял лейтенанта Госвальда из русской армии. Хороший парень, но ничто в сравнении с Бреем.
26 августа
В 8 часов вечера отплыл в Баку. Погода прекрасная и тихая. Везу с собой многочисленный морской персонал и несколько 4-х дюмовых и 12 фунтовых морских пушек. Надеюсь, смогу получить разрешение для установления их на торговых судах. Купленные в Энзели за 2 рубля арбузы стоят в Баку 20 рублей. В Индии их цена была 1 анна (1).
27 августа
Прибыл в Баку днем 3.30. Боб поднялся на борт и доложил о ситуации. Очень сожалею, что во время моего отсутствия турки произвели успешную атаку и овладели грязевым вулканом. Наши потери — 3 офицера и 70 солдат, из отряда Норд Стаффорда убиты 11 офицеров и 35 солдат получили ранения. Атака была очень решительная. И она была произведена именно в том месте, где, по-моему мнению, самая уязвимая точка для овладения Баку. Соотношение сил было четыре к одному. Кроме того, мы не имели артиллерийской поддержки. А армянская пехота, посланная для усиления позиции, отказалась выполнить приказ.
Риск взятия города врагами очень большой. Поэтому я больше не смею держать этот дневник при себе и решил оправить его почтой Мак Муррей в Хамадан.
Приписка. Канцелярская книга отправлена, дальнейшие записи я делаю в отдельном блокноте.
(Продолжение следует)
—————
1. Анна — разменная индийская колониальная монета, равная 1/16 рупии.

image
(Пока оценок нет)